Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурс "Я - Учитель 2014!" » Конкурс "Я - Учитель 2014!" - Основное и среднее (полное) образование


Вводный урок в 11 классе в форме веб-квеста по творчеству М. Цветаевой "Прохожий, остановись..."

· СКАЧАТЬ (17 912,07 кб) 09.12.2014, 17:24
Сафронова Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Кызыл-Озёкская СОШ"
Участник: Сафронова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы ВКК, к.п.н.

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кызыл-Озёкская средняя общеобразовательная школа»

«Прохожий, остановись…»
Вводный урок по знакомству с жизнью творчеством Марины Цветаевой в форме веб-квеста
Эпиграф: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...».

Цели:
• создать условия для знакомства с основными этапами жизни и творчества М. Цветаевой;
• пробудить интерес к М. Цветаевой и ее поэзии;
• развивать творческие способности, учебно-познавательные, информационные компетенции через работу в веб-квесте.
Оборудование и ТСО:
• компьютеры для каждого ученика с выходом в Интернет;
• фильм о Цветаевой.
Количество часов: 2.
Результат урока: групповой проект-презентация.
Информационное сопровождение урока
• поисковые системы,
• интернет-ресурсы,
• сайт «Веб-квест «Прохожий, остановись…» (личная разработка для урока) (https://sites.google.com/site/vebkvestcvetaeva/).

Структура урока
Этапы урока
1. Вступительное слово учителя, целеустановка
• Сегодня у нас первый урок знакомства с Мариной Цветаевой. Что вы знаете о ней?
• Как вы думаете, какие задачи мы будем сегодня на уроке решать?
• Эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова самой Цветаевой: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...». Как вы считаете, можно ли «познакомиться с Цветаевой», не зная ее стихов?
2. Операционно-мотивационный этап
1). Формулировка темы урока)
Попробуйте обозначить тему нашего урока, слушая стихотворение М.И. Цветаевой. Подумайте, к кому обращается поэт? Что хочет сказать нам?
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

3 мая 1913
Коктебель
Ученики предлагают различные варианты темы урока («Прохожий, остановись…»)
Учитель: Е. Евтушенко писал: «Одна великая женщина, может быть, самая великая женщина из всех живших когда-нибудь на свете, с отчаянной яростью вырыдала: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст...» Имя этой женщины — Марина Цветаева. Кто она? Домоненавистница? Безбожница? Остановимся на мгновеньях ее жизни. Попытаемся узнать, понять и принять.
2). Работа с ассоциациями
- С какими словами ассоциируется у вас имя Марина? (море, стихия, свобода и т.п.)

Посмотрим на фотографии М. Цветаевой, вслушаемся в ее стихи, положенные на музыку (Просмотр фильма о Цветаевой в презентации к уроку или в веб-квесте).
- Поделитесь впечатлениями (стихи музыкальны, фотографии производят впечатление о нежной, необычайно красивой женщине).
Учитель или подготовленный ученик в дополнение может прочитать стихотворение:
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я,
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
3. Операционно-исполнительный этап (Исследовательская работа в веб-квесте)
Для дальнейшей работы учитель предлагает детям зайти в веб-квест по ссылке на рабочих столах: https://sites.google.com/site/vebkvestcvetaeva/

1) Дети видят на этой странице в веб-квесте следующую информацию, которая озвучивается вслух:
Цель веб-квеста: познакомиться с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой.
Проблемный вопрос: Марина Цветаева в одном из своих стихотворений писала:
«Как билась в своем плену
От скрученности и
скрюченности.
И к имени моему
Марина –
Прибавьте: мученица».
Считаете ли вы, что Марина Цветаева так называла себя не случайно?
Попробуем выяснить это, познакомившись с ее биографией и прикоснувшись к творчеству.

Центральное пошаговое задание для обучающихся:
1. разделитесь на группы (биографы, литературоведы, искусствоведы, чтецы, детективы),
2. пройдите по ссылки вашей роли веб-квест, выполняя данные там задания (при выполнении заданий пользуйтесь поисковыми системами Интернета или ссылками, предложенными в веб-квесте),
3. результаты работы оформите в презентации,
4. подготовьтесь к защите презентации.
2) Далее учитель предлагает детям распределиться по ролям
Распределение ролей:
• биографы (подбирают материал о биографии поэта, размещают на нужных слайдах презентации),
• литературоведы (находят материал о творчестве поэта, размещают его на одном слайде презентации, дают краткий устный анализ стихотворения),
• искусствоведы (подбирают песни на стихи М. Цветаевой, оформляют слайды фотографиями, связанными с жизнью и творчеством поэта),
• чтецы (подбирают стихи к презентации, размещают их на слайдах, готовят выразительное чтение),
• детективы (исследуют различные версии, связанные со смертью поэта; на слайде оформляют краткую информацию; для аудитории предлагают устное сообщение о последних днях М. Цветаевой, связанных со смертью).

3) Самостоятельная работа в веб-квесте
Пройдя по ссылкам, каждая группа видит и выполняет свое задание
• Биографы
1) Познакомьтесь с материалами, предложенными в Интернет-источниках, подготовьте сообщение об основных событиях в жизни М.И. Цветаевой.
2) Составьте краткие записи для презентации, отражающие следующие вехи:
• Детство.
• Первый сборник "Вечерний альбом".
• Сергей Эфрон и Марина Цветаева.
• Война и революция.
• Дети.
• Жизнь в эмиграции.
• Друзья "по творчеству".
• Возвращение на Родину.
• Последние годы жизни.


• Детективы
Пройдите по указанным ссылкам, исследуйте основные версии, связанные со смертью Марины Цветаевой. Оформите на слайде "Версии смерти" краткие записи. Подготовьте устный рассказ об этих версиях.

• Искусствоведы
1. Найдите и скачайте на рабочий стол песни на стихи М. Цветаевой. Пользуясь первой ссылкой, оформите слайд в общей презентации. Скачайте на рабочий стол песни на стихи М. Цветаевой. По возможности укажите исполнителей, композиторов, названия фильмов, где звучат песни.
2. Подберите иллюстративный материал для презентации: портреты и фотографии М.И. Цветаевой, ее мужа – Сергея Эфрона, детей; фотографии ее друзей, ее дома, музейных экспонатов и т.п. По возможности расположите найденный материал на слайдах:
• Детство (родители, дом Цветаевой в Трехпрудном переулке, Цветаева-ребенок).
• Сергей Эфрон и Марина Цветаева (Сергей Эфрон).
• Дети (Ариадна, Ирина, Георгий).
• Жизнь в эмиграции (Фото Цветаевой в1925-1938 годах).
• Друзья "по творчеству" (фото А. Блока, М. Волошина, В. Маяковского, А. Пушкина и др.).
• Возвращение на Родину.
• Последние годы жизни. Елабуга (Дом в Елабуге. Могила Цветаевой)

• Литературоведы
1. Найдите материалы о поэтических сборниках Марины Цветаевой, ее трудах. Названия разместите в конце презентации на слайде "Творческое наследие".
2. Найдите в конце презентации стихотворение "Моим стихам", дайте ему краткий анализ.

• Чтецы
1. Найдите в электронной библиотеке тексты стихотворений "Красною кистью рябина зажглась", "Я с вызовом ношу его кольцо...", "Сегодня ночью я одна в ночи", "До Эйфелевой башни рукой подать". Разместите их на слайдах презентации. Подготовьте их выразительное чтение.
2. Найдите стихотворение М. Волошина, посвященное М. Цветаевой: "К вам душа так радостно влекома". Разместите его на нужном слайде.

4. Презентация работы в группах
5. Рефлексивный этап (метод трех шляп)
- Оцените работу друг друга в группе.
- Итак, урок заканчивается. Перед нами три шляпы: белая, черная, красная. Они символичны. Белая символизирует, что стало ясно в ходе урока. Черная – что не понравилось и захотелось изменить. Красная – что вызвало особый интерес, о чем хотелось бы поговорить подробнее на последующих уроках. Выразите в словах, что вы хотели бы положить в каждую шляпу.
6. Домашнее задание
Тема следующего урока «Имя твое…» посвящена Цветаевой и наиболее значимым в ее судьбе именам: Блоку, Пастернаку, Мандельштаму, Волошину, Маяковскому, Пушкину.
Подберите стихи Цветаевой, посвященные этим людям.
7. Заключение
Надеюсь, что вы хоть чуть-чуть «заболели» творчеством М. Цветаевой и захотите еще не раз «остановиться», почитать ее стихи. А может, кто-то из прохожего обывателя станет почитателем ее таланта, сможет понять, полюбить и с искренностью произнесет: «Моя Цветаева», как однажды она написала «Мой Пушкин».


Категория: Конкурс "Я - Учитель 2014!" - Основное и среднее (полное) образование | Добавил: ssaf
Просмотров: 2199 | Загрузок: 499 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.6/21

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 4
Молодец, Светлана Николаевна! Прошла по всем ссылкам вместе с Вашими учениками! Урок очень интересный!

2 Светлана (ssaf)   (27.12.2014 14:10) [Материал]
Спасибо!

Интересный, насыщенный урок, особенно понравилась форма работы: детективы, искусствоведы, литераторы и чтецы. Спасибо !

3 Светлана (ssaf)   (27.12.2014 14:10) [Материал]
Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог