Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов (к 70-летнему юбилею).
Цели:
1.Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны на примере памятников г. Белорецка;
2.Развивать навыки выразительного чтения, умение чувствовать пафос поэзии военных лет.
3.Воспитывать в детях высокие патриотические чувства, любовь к родному городу.
Методические приемы: рассказ учителя; сообщение учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей.
Оборудование: поэтические сборники, записи песен военных лет, слайды с памятниками нашего города, посвященные Великой Отечественной войне.
Ход урока
1.Слово учителя.
Более 70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы рассказать о том. А помочь в этом нам помогут памятники нашего города. Чем была война для нашей страны, города. Страшное слово-война. Она несет разруху, потерю близких и любимых людей. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего, поэзия. К ней мы также обратимся, и почитаем стихи.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром. Вот обратите внимание на выставку книг, которую вы создали сами. (Рядом на парте создана выставка книг, сборников стихов о Великой Отечественной войне)
2.Прослушивание стихотворения. Читает хорошо подготовленный ученик.
«БРАТСКИЕ МОГИЛЫ»
Это прекрасное стихотворение написал мой любимый поэт В. Высоцкий. В нашем городе тоже есть такая братская могила. Этот памятник называется «Аллея героев» .
3.Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были написать сочинение - описание «Памятник моего города». (Выступают 3 ученика с прочтением своего сочинения, сопоставляем, даем оценку)
4.Анализ стихотворения. Авторы нашего учебника предлагают почитать стихотворения о Великой Отечественной войне. И первое стихотворение К. Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (Читает подготовленный ученик)
А пока вы будете слушать это стихотворение, я вам включу слайды с изображением памятников нашего города.
• Подумайте, какие картины войны изображает поэт?
• Как взаимосвязаны памятники нашего города с этим стихотворением?
Отвечаем на вопросы.
• Подумайте, какие картины войны изображает поэт?
• Как взаимосвязаны памятники нашего города с этим стихотворением?
5. Анализ стихотворения.
Следующее стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной…»
Пока вам будут читать стихотворение, подумайте, почему это стихотворение представляется и памятником солдату и личным воспоминанием о родном человеке?
Дети отвечают на вопрос, поставленный перед чтением стихотворения.
6.Чтение и анализ стихотворения Д. Самойлова "Сороковые"
1.О суровых годах войны-стихотворение-вспоминание Давида Самуиловича Самойлова. Стихотворение «Сороковые» имеет простое название. Слово «годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это война.
2.Чтение стихотворения учителем.
3.Беседа по стихотворению Д. Самойлова.
• Какие картины войны рисует поэт?
• Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено? («Война гуляет по России, а мы такие молодые!» Война – молодость)
7.Домашнее задание.
Последнее стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» вы прочтете дома. Подготовите выразительное чтение.
8. Итог урока.
Как вы думаете, почему так много написано стихов в годы Великой Отечественной войны?
Почему люди и сейчас продолжают писать о той войне? Как памятники нашего города отражают страшное слово - война?
А как вы думаете, можно и стихи назвать памятниками? Почему? Может быть, вы знаете стихи земляков - белоречан? Что вас больше в них затронуло, поразило?
9. Прослушивание песни.
Вы помните, наш урок мы начали со стихотворения «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ» В. Высоцкого. И закончить его я хочу песней «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ» в исполнении самого автора.
|