Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Математика » Разное


Статья "Применение здоровьесберегающих технологий как фактор повышения качества математического образования школьников"

СКАЧАТЬ (28.6 Kb) 27.10.2015, 09:00
Пуртова Галина Ивановна
учитель математики, МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советска Советского района Кировской области
Обучая, мы имеем дело не только с интеллектуальным развитием, но и со здоровьем растущего человека одновременно.
Математика – профессионально значимый предмет. Количество часов для изучения не увеличивается, а учащихся с низкой мотивацией всё больше. Среди современных педагогических технологий для работы мной выбраны здоровье сберегающие технологии: именно они помогают обеспечивать высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволяют отодвинуть утомление и избежание переутомления. В своей работе использую элементы разных педагогических технологий: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, группового обучения. Сочетание педагогических технологий обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды ученика.
Принципы педагогической деятельности:
- Создание комфортной образовательной среды в обучении и воспитании на основе индивидуальной работы с учащимися, с учётом особенностей их развития, выявленных на диагностической основе.
- Изучение индивидуальных личностных особенностей каждого ребёнка и факторов, влияющих на его развитие.
- Системный подход формированию познавательной деятельности.
- Принцип постепенности, повторения и непрерывности.
- Связь теории с практикой.
- Оптимальное сочетание различных форм самостоятельной деятельности для развития творческой личности.
- Формирование ответственности учащихся за своё здоровье.
- Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
- Контроль за результатами развития учащихся.
 
Особенностью современной жизни стали психические стрессы, связанные с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками.
Жизненное пространство учащихся на уроке имеет свои здоровье   сберегающие и здоровье разрушающие зоны, как зоны риска. Проведя анкетирование для учеников 7 и 9 классов, я выяснила, что на первом месте, как особо опасная, стоит классная доска. На втором месте – звонок и вход в класс по звонку. На третьем месте по опасности – расстояние между учащимся и учителем и их взаимное расположение в пространстве.
Здоровая обстановка в классе способствует полному духовному развитию ребёнка, воспитывает в нём чувство ответственности, позволяет понять себя и других, найти своё место в коллективе. Нормирование работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов создают необходимые предпосылки качественного обучения: порождают соревнования между учениками, побуждают каждого к улучшению собственных результатов. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
С первых уроков стремлюсь выявить уровень развития учащихся и уровень их интересов. 1-я  группа – учащиеся, способные быстро усвоить учебный материал, самостоятельно найти решения изменённых типовых или усложнённых задач. 2-я группа – учащиеся, способные усвоить материал, но требующие дополнительного времени для его закрепления. Они испытывают трудности при переносе знаний из одной темы в другую. 3-я группа – учащиеся, не способные усвоить материал без дополнительной работы по его закреплению, проявляют низкий интерес к знаниям, имеют существенные пробелы.
В силу интеллектуальных особенностей детей в классах, где я работаю, изучение нового материала проводится фронтально. Объяснение нового проходит в форме беседы, с опорой на уже имеющиеся знания и сформированные умения учащихся. Для повышения мотивации к учению и активизации познавательной деятельности учащихся предлагаю проблемную задачу или проблемный вопрос.
 
 
Класс. Тема урока. Проблема.
5 Деление десятичных дробей. Говорят числа  и 0,5; и 0,25 ходят парами. Почему?
7 Определение степени с натуральным показателем. 23+33=15 Права ли я?
Найдите ошибку.
7 Смежные углы. Как уравнения помогают решать геометрическую задачу?
 
8 Решение квадратных уравнений по формуле. Вывести формулы для вычисления корней квадратного уравнения, у которого второй коэффициент является чётным числом.
 
Применяю следующие виды проблемных задач:
- задачи на разработку алгоритма;
- с недостающими данными;
- с нечётко сформулированной проблемой;
- логические;
- оборотни ( доказательство от противного );
- ярко выраженное противоречие.
Изучение нового материала  заканчивается первичным закреплением. Задания составляю по вариантам: 1 – для группы базового уровня, содержащие простые тренировочные упражнения; 2 – для группы повышенного уровня, где есть задания комбинированного характера. Такие задания позволяют слабым учащимся преодолеть только одну какую-либо трудность. Во втором варианте сложность вырастает быстрее.
Задания по теме «Сложение и вычитание многочленов».
1 вариант.
 1. Раскройте скобки, перед которыми стоит знак «+» или «-«.
                   3а2 + (5 – в)                         4с – (12 – у2)
2. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые.
                   3а – (4 – 2а)                          (x – 6) + (3 + 2х)
3.Упростите выражение.
                 (12а + 3в) + (2а – 4в)              (3ху – 2а) – (5а – ху)
2 вариант.
        1. Составьте сумму и разность многочленов и упростите их.
                           4в2 +2в   и   в2 – 2в
2. Упростите выражение.
                      ( 24х + 106у) – (18х – 46у) + (7х – у)
3.Упростите выражение и найдите его значение при а=3.
                        (с2 – 3с + 4) – (с2 – 5с + 1) – 4
Эта работа не оценивается, но по ходу урока отслеживаются и корректируются пробелы в усвоении материала.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. На уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом. Чтобы сама работа не вызывала страха, чувства тревожности, при организации её настраиваю детей на положительный эмоциональный фон. Стремлюсь создать на уроке ситуацию успеха, взаимопомощи, а для этого организую работу в парах. Создаю ситуацию выбора (уровня, объёма задания). Положительные эмоции обостряют внимание, память, мышление, волю.
Снизить тревожность можно – обучив ребенка приёмам самоконтроля.
Как формирую?
- ответы на вопросы;
- нахождение главной мысли, ключевого слова, задачи;
- сравнение с образцом;
- самопроверка с доски;
- взаимоконтроль в парах;
- рецензирование ответа ученика.
По дидактической цели самостоятельная работа делится на пять групп:
  1. Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать умения из различных источников.
  2. Совершенствование знаний (их уточнение, углубление).
  3. Выработка умения применять на практике.
  4. Формирование умений и навыков практического характера.
  5. Развитие творческих способностей.
По форме организации самостоятельная работа может быть фронтальной, индивидуальной, парной.
Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой необходимый для самостоятельных работ навык, как навык осуществления самоконтроля за проводимой деятельностью.
1.Задания «Найди ошибку».
2.Реши задачу другим способом и сравни полученные результаты.
3.Сравни с образцом.
4.Сравни решение с записью на доске.
5.Проверь соседа.
6.Оцени свои знания, на какой ступеньке ты находишься.
7.Выполни задание и расшифруй слово.
8.Тестовые задания.
Сообщая ученику уровень положительной минимальной оценки, я тем самым определяю некую границу его прав и обязанностей. Ученик знает: это я обязан освоить, а больше, если могу и хочу. Он осознанно выбирает собственный уровень образования, исходя из своих интересов, склонностей, способностей.
Учащиеся быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений мне помогают игровые ситуации, разнообразные математические соревнования, работа с перфокартами, математическое лото, кодированные упражнения и т.д.
Регулярно провожу рефлексию, обеспечивающую не только обратную связь с учащимися, но дающую возможность понять, насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что они смогут и готовы использовать в своей жизни за пределами урока и школы.
Не менее травмирующим средством для ученика является домашнее задание. Непосильное задание изнуряет физически и психически – от сознания неполноты, непрочности выполнения. Объём задания не должен превышать половины объёма, выполненного на уроке с учителем. В работе практикую виды домашнего задания:
- обязательные;
- по выбору;
- творческие.
Посильное домашнее задание вселяет в ученика уверенность в свои силы. Интересное выполненное задание торопит ученика в класс, где его ждёт новое открытие, понимающий учитель и друзья, готовые прийти на помощь.
Анализируя урок, учитываю его плотность, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную работу (60%-80%).
С большим интересом ребята выполняют творческие задания:
- фантазии на координатной плоскости;
- математические кроссворды;
- изготовление дидактического материала;
- сочинения о значении математики;
- конспект-шпаргалка на изученную тему;
- рисунки на геометрическую тему;
- краткая схема конспекта по изученной теме (геометрия).
Приветствую работы учеников, выполненные в компьютерном исполнении.
В своей работе считаю находкой решение задач на оздоровительную тему. Например.
1). За 70лет жизни красный костный мозг человека в среднем производит 1650 кг лейкоцитов и эритроцитов. Сколько лейкоцитов производит красный костный мозг на протяжении всей жизни, если эритроцитов он производит на 350 кг меньше, чем лейкоцитов?
2). Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем нетренированного человека – 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л. Определите, каковы способности сердца тренированного спортсмена.
3). Решите уравнения и по числам, соответствующим правильным ответам, определите, как влияют окружающие цвета на состояние человека.
Красный
2-х(2х-5)-2(2х-1)-5=0
-5 – грусть, 2 – спокойствие, 3 – активность и раздражительность, 0,5 – собранность.
Жёлтый
6х(х+2)-0,5(12х2-7х)-31=0
-2 – рассеянность, 4 – активность и оптимизм, 3 – пассивность и слабость, 1,8 – тоска.
Зелёный
12х(х-8)-4х(3х-5)=10-26х
-0,5 – возбуждение,  0,4 – агрессивность, -0,2 – спокойствие,  0,2 – утомление.
Синий
2-8х+18=8(х2-5)-5х(х+8)
0,5 – агрессивность, 2 – открытость, 5- -раздражительность, -2 – нежность.
4) По узкой дороге велосипедист хочет проехать 40 м до поворота. Удачно ли он завернёт за поворот, если в 80 м за ним едет «КамАЗ», причём скорость грузовика в 2,7 раза больше скорости велосипедиста.
5). При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,9мг? Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?
Подобные задания призваны заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, чтобы ценить, уважать и беречь своё здоровье.
С целью поддержания работоспособности в течение всего урока, повышения активности практикую методы и приёмы:
  • Чередование различных видов деятельности: опрос, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей, практическая работа.
  • Использование методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению.
  •  Метод свободного выбора (выбор действия, способа, взаимодействия и свобода творчества), активные методы (ученик в роли учителя, игра, дискуссии, ученик - исследователь).
  • Приёмы актуализации субъективного опыта учащихся.
  • Рефлексивные приёмы.
  • Методы диагностики и самодиагностики.
  • Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнений для снятия напряжения.
  • Психологический климат на уроке, эмоциональные разрядки: улыбки, шутки.
  • Нетрадиционные уроки: урок-игра, урок-путешествие.
  • Задачи на тему «Здоровье».
Система работы с применением здоровье сберегающих технологий позволяет отслеживать уровень личностного развития учащихся, уровень их обученности, отношение к предмету и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности, тем самым даёт возможность повышать качество математического образования школьников


Категория: Разное | Добавил: PurtovaGI | Теги: Статья, математика
Просмотров: 1414 | Загрузок: 38 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Татьана Калинина   (28.04.2016 13:18) [Материал]
На мой взгляд, это очень научная статья и полезная. Я для себя увидела разного вида самоконтроль, творческие домашние задания, задачи на оздоровительную тему. Спасибо за помощь.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог