учитель математики и информатики, ГУ "Средняя школа № 6" г.Кокшетау Акмолинской области
СТАТЬЯ «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Милюта Ксения Петровна – учитель математики и информатики СШ № 6 г.Кокшетау Выявление, обучение и развитие одаренных детей решает задачу формирования творческого интеллектуального потенциала нашего общества. Одаренный ребенок – это в перспективе ответственный, высоконравственный человек, это национальное достояние Республики Казахстан. Одаренность – это уникальное явление человеческой природы. Общеобразовательная школа должна обеспечить максимальное развитие всем и каждому, и этим каждым может оказаться одаренный ребенок, не заметить которого, не раскрыть его потенциала учитель не имеет права. Работа по формированию творческой личности носит целенаправленный и системный характер. Работая в данном направлении, на уроках математики учитель ориентируется на следующие цели: 1. Содействие формированию интеллектуального потенциала учащегося. 2. Содействие воспитанию творческой личности, способной мыслить и действовать в современных условиях. Для развития творческих способностей необходимо развивать следующие компоненты: богатое воображение, наблюдательность, глубокую проницаемость ума, логичность мышления, хорошую память, сообразительность, уверенность в своих силах. В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно считают талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особенно остро встал в последние годы вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Работая со старшеклассниками, в начале года я провожу различные тесты дл выявления одаренных ребят. Так, например, следующие тесты взяты из книги Виктора Серебрякоффа «Руководство по интеллектуальному и личностному тестированию». Для выполнения тестов отводится неограниченное количество времени. Трудность задания повышается постепенно. Батарея состоит из семи тестов, каждый из которых выявляет различные способности. Тесты можно выполнять так долго, как вам хочется, но всё же следует разумно распределить свое время. Все тесты необходимо выполнять по порядку. Не сидите над одной задачей, если она никак не получается, идите дальше, к этой можете вернуться позднее. Тест 1. Найдите лишнее слово. Тест направлен на выявление умения обобщать, строить обобщения на отвлеченном материале. Инструкция: Вам даны 5 слов, 4 из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите это пятое слово. Например: нож, вилка, ложка, шляпа, чашка. Ответ: шляпа (все остальные имеют отношение к еде) Задание: 1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка. 2. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать. 3. Дождь, снег, град, молния, изморось. 4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк. И так далее. Всего таких пятёрок слов 15. Тест 2. Найди синонимы. Инструкция: в каждом ряду 6 слов: 2 из них более тесно связаны между собой, чем остальные, означают практически одно и то же. Найдите эти 2 слова. Подчеркните их. Пример: гулять, бегать, ехать, летать, сидеть, прогуливаться. Ответ: гулять и прогуливаться – синонимы. Задание: 1. Вскоре, почти, едва, частично, часто, отдельно. 2. Отрекаться, забывать, ненавидеть, оставлять, владеть, презирать. 3. Бесчеловечный, жестокий, мужественный, осторожный, жалостливый, добродетельный. Тест 3. Найди антонимы. Инструкция: 2 слова в каждом ряду являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Найдите эти антонимы и подчеркните их. Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий. Ответ: большой и маленький являются антонимами. Задание: 1. Прощаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться 2. Течь, переливаться, открывать, срастись, приближаться, отходить. 3. Разрушать, разбрасывать всплывать, переливаться, опускаться.
Тест 4. Вставь недостающее слово. Инструкция: этот тест выявляет, на сколько хорошо Вы можете объединять отдельные части в систему. В каждом задании надо подобрать такое слово, которое удовлетворяло бы двум словам – и слева и справа. Впишите пропущенное слово в скобки. Пример: утварь (домашняя) хозяйка Задание: 1. ум (…) боль 2. кровь (…) цветок 3. друг (…) шкаф 4. пуговица (…) статья 5. вспоминание (…) лекарство Тест 5. Двойные значения. Инструкция: необходимо найти слово в середине. Находящееся в скобках слово, употребленное в одном смысле, имеет значение слова слева, а в другом смысле – значение слова справа. Впишите слово в скобки. Пример: национальность (…) танец. Ответ: полька. Задание: 1. Часть газеты (…) часть дороги. 2. Помещение в гостинице (…) один выпуск газеты. 3. Часть газетного листа (…) помещение. 4. Крупный заголовок (…) объявление о продаже билетов. 5. Часть книги (…) часть дерева. Тест 6. Дополнение. В этом тесте анализируется Ваше умение понять смысл и найти адекватное ему слово. Инструкция: вам необходимо подобрать подходящие слова, вставив их в пропущенные места. Выберите эти слова из вариантов, данных ниже. Задания: Я хочу (1) прочь от этой (2) зимы, с её (3) , которые, словно дикий зверь, (4) на человека, (5) его с ног. Слова для выбора: 1. Уехать, умчаться, удалиться, убежать, уйти. 2. Холодной, суровой, свирепой, морозной. 3. Мороз, холод, вьюга, снег, иней. 4. Кидаются, наступают, летят, подбегают, стремятся. 5. Сбрасывая, сбивая, сваливая, снимая. Тест 7. Логические задачи (проблемы) Инструкция: здесь будет 9 довольно хитрых вопросов, которые направлены на выявление вашего логического мышления, понимания и быстроты умственных операций. Предлагается набор альтернативных ответов, из которых надо выбрать правильный. Логические задачи: Человек купил машину за 650 долларов, а продал за 725. после того, он решил, что продал слишком дешево, так что он снова купил машину за 750 долларов, но на этот раз продал только за 725. что в конечном итоге получилось – он потерял деньги или приобрел? Ответ: приобрел 50 долларов. При подсчете правильных ответов учитель оценивает направленность интересов каждого учащегося. Следующий этап – составление программы работы с одаренными детьми. Она охватывает весь программный материал 10 (11) – го класса а также включает в себя решение задач повышенной трудности и олимпиадных заданий.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.