Конспект интегрированного урока по математике, литературному чтению и технологии в 1 классе по теме «Длина. Сантиметр».
Цель: овладение новым способом сравнения и измерения предметов, используя единицу измерения - сантиметр. УУД: Регулятивные: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя, - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), - работа по алгоритму, - формирование самооценки. Коммуникативные: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Познавательные: - уметь измерять длину предметов, - знакомство с единицей измерения сантиметр; - знакомство со сказкой В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Личностные: - ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей, - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Оборудование: - интерактивная доска «Прометей», - наборы с полосками разной длины и картинки с изображениями героев сказки, - клей, - лист белой бумаги формата А4, - раздаточный материал (карточки, деревянные палочки длиной 10 см, мерки различной длины и разного цвета)
Ход урока. Открыли тетради. Давайте запишем число. Сегодня у нас 10.02. Я предлагаю отправиться в путешествие вместе с муравьишкой из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз». У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей». А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несётся листок через лес, через реку, через деревню. А вместе с листочком, на котором сидел муравьишка, полетели и другие листочки. Возьмите карточки. Найдите значение выражения, записанные в каждом листочке, и соедините с нужным числом. Теперь, пожалуйста, запишите в тетрадь выбранные числа в порядке возрастания. 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10. Оцените себя, нарисовав рядом маленький смайлик. А теперь сверьте свой ответ с эталоном. Оцените себя. Поднимите руку у кого оба смайлика одинаковые. Молодцы, вы правильно себя оцениваете.
Физминутка.
Мы осенние листочки, не висим по одиночке, Мы на веточке сидели, ветер дунул – полетели. Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок – мы присели все в кружок. Ветер снова вдруг подул, и листочки быстро сдул. Все листочки полетели и на землю тихо сели.
Листок, на котором сидел наш муравьишка, упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: « Не добраться мне теперь до дому. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят». Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки. Муравьишка говорит Землемеру: — Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят. — Ну садись, подвезу. Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой.
Как вы думаете, гусеница превратилась в палку? Почему автор употребил выражение лёг палкой? Автор использовал приём сравнения.
Давайте, мы измерим гусеницу-землемера. Для этого объединимся в группы. 1-я и 4-я группа измеряет белыми мерками, 2-я – красными мерками, 3-я группа – синими мерками. Учитель уточняет длину гусеницы в мерках. 1,4 группа – 10 2 группа – 5 3 группа- 2 Ребята, почему гусеница одна, а длина у нас получилась разная? (Мы использовали разные мерки). А что-то же делать? Использовать одинаковую мерку. Проверьте свои предположения на стр.69 в 1-й рамочке. Прочитайте 1-й абзац. И придумали различные единицы измерения. Сегодня мы познакомимся с единицей измерения, которая называется сантиметр. Возьмите линейку. С помощью линейки можно не только чертить, но и измерять. На линейке вы видите маленькие и большие деления. Расстояние между соседними большими делениями на линейках одинаковое. Его называют сантиметром. Посмотрите, в учебнике на стр.69 как принято сокращенно записывать длину 1см. Найдите это расстояние на своей линейке, покажите друг другу. А как измерить в сантиметрах длину гусеницы? Прикладываем линейку так: один конец гусеницы совмещаем с отметкой 0 на линейке, при этом другой конец гусеницы совпадает с какой отметкой? Отметкой 10. Чему равна длина гусеницы? (10 см) Давайте начертим в тетради отрезок равный 10 см. От края отступаем 2 клетки и ставим точку. Прикладываем линейку и совмещаем 0 с нашей точкой. Теперь не отрывая линейки ставим точку где расположено число 10. Аккуратно карандашом соединяем по линейке эти точки. У вас получился отрезок длиной 10 см. - А зачем нам надо знать, как правильно пользоваться линейкой?
Физминутка.
Для дальнейшей работы вам понадобятся ножницы, клей, линейка, карандаш, белый лист формата А4. Сейчас вы получите конверты, на которых указан путь муравьишки до дома, а в конвертах лежит алгоритм ваших действий и цветные полоски. Попасть домой муравьишке помогали: кузнечик, водомер и майский жук, картинки на которых изображены эти насекомые лежат у вас в конвертах. Помогите муравьишке до захода солнца попасть домой.
Работа в парах. Ваша пара использует полоски заданной длины, а вашим парам придётся приготовить полоски нужной длины самостоятельно.
1. Кузнечик 3 см 2. Водомер 6 см 3. Майский жук 8 см 4. Муравейник
Алгоритм работы с полосками: 1. Приложили отметку 0 на линейке к началу полоски. 2. Отмерили нужную длину 3. Отрезали
Алгоритм работы с полосками: 1. Приложили отметку 0 на линейке к началу полоски. 2. Отмерили нужную длину 3. Выбрали нужную полоску
(дополнительное задание) Начертите в тетради отрезок на 3 см меньше того, который уже начерчен. Подпишите его длину. Итог урока. С какой мерой длины мы познакомились на уроке? Как мы её используем? Как с помощью линейки правильно измерить длину предметов? С героем какого произведения мы сегодня путешествовали? Кто автор? Кто хочет узнать о всех приключениях муравьишки, может прочитать сказку целиком. Кто доволен собой? Тогда подняли вверх правую руку, погладили себя по голове и сказали «Я молодец». Спасибо вам за урок.
|