Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Математика » Уроки, конспекты


Урок геометрии "Тела вращения" в 11 классе

СКАЧАТЬ (61.5 Kb) 07.11.2013, 21:06
Смирнова Инна Владиславна
учитель математики, МБОУ СОШ №8 имени М.И. Бусыгина Усть-Илимск
Смирнова Инна Владиславна учитель математики
МБОУ СОШ №8 имени М.И. Бусыгина Усть-Илимск

Пояснительная записка
Данный урок проводится в 11 классе на уроке геометрии после изучения темы: тела вращения. По своему характеру урок является творческим. При проведении этого урока я решила реализовать следующие цели:
Во-первых, из логико дидактического анализа учебников многих авторов (Л.С. Атанасян, В.А. Погорелов, С.И. Смирнова, Шарыгина и др.) выяснила, что при изучении темы, рассматриваются только цилиндр, конус, шар. Других примеров тел вращения практически не приводится, и в задачах используются только перечисленные фигуры. Таким образом,   может сформироваться у учащихся ограниченность в представлении о понятии «фигура вращения». Я хочу устранить эту проблему на уроке:  учащиеся рассмотрят и построят  различные фигуры вращения, убедятся в их многообразии.
Во-вторых, всем понятиям, которые относятся к фигурам вращения, даются дедуктивные определения. Я считаю важным соблюдение принципа историзма, что сам процесс вращения генетический. Понятие вращения возникло как абстракция от изготовления изделий вращения. Поэтому на  уроке рассмотрим генетическое определение фигур вращения.
В-третьих, из логико дидактического анализа учебников многих авторов (Л.С. Атанасян, В.А. Погорелов, С.И. Смирнова, Шарыгина и др.) выяснила, что действие построения фигуры вращения не введено, тем более не выделен операционный состав действия, а действие построения тела способствует формированию этого понятия и устранению проблемы по пространственному мышлению. Поэтому на этом уроке будет введен алгоритм построения фигуры вращения во внешней форме и, опираясь на него, учащиеся будут выполнять построение.
В-четвертых, помимо построения фигуры вращения, для формирования этого понятия планирую ввести обратную задачу: вычленение (нахождение) фигуры, с помощью которой получено тело вращения – это действие также формирует понятие и пространственное мышление.
На уроке нужно дать учащимся возможность ощутить процесс создания фигуры вращения, так как его реализация способствует пониманию материала. А так как учащиеся разделяются по преимущественному каналу восприятия информации:
-  визуалы (зрительное восприятие информации);
- кинестетики (тактильное восприятие информации);
- аудиалы (слуховое восприятие информации);

В соответствии с личными особенностями детей, использую соответствующие средства обучения:
-Среди отстающих ребят – кинестетики, им трудно понять не «ощупав», как раз на них делается упор при работе с моделями вращения на спицах.
-различные анимации  с помощью компьютера позволят зрительно ощутить процесс вращения. Для развития и углубления пространственного мышления используется программа КОМПАС-3DLT 5.11, так как дает возможность визуального контроля над моделью, на основе изменения параметров фигуры (увеличение, уменьшение), изменение положения фигуры (вид сверху, снизу и т.д).
Для представления вращения в реальном мире, используется техническое средство обучения (модель вращения трапеции).
Для контроля знаний использую тестирование на компьютере.
Формы работы: устная фронтальная работа с классом, самостоятельная практическая работа, работа в группах.
 
Урок по геометрии.
Тема: Тела вращения.
Цели урока:
Образовательные;
- введение генетического определение понятия тело вращения в содержание обучения;
- выделение операционного состава действия построения фигуры вращения на плоскости по заданной фигуре и оси;
- формирование действия построения фигуры вращения;
- формирование действия вычленения (нахождения) фигуры, с помощью которой получено тело вращения;

Развивающие:
- установление связи понятия с практикой;
- развитие пространственного мышления;
- совершенствование умения анализировать;

Воспитывающие;
- воспитание графической культуры
- развитие коммуникативных навыков учащихся;
- показ взаимосвязи изучаемых предметов, значение понятия в окружающем мире и его совершенства
Задачи урока:
- знание генетическое определение понятия тело вращения;
- построение фигур вращения на основе алгоритма;
- умение находить плоскую фигуру, вращением которой получено тело.

Оборудование:  проектор, компьютер для тестирования, проекционные чертежи, дидактический материал: карточки с определениями,  карточки с фигурками; алгоритм построения фигуры вращения на плоскости с чертежами, модели для вращении фигур, ТСО: модель вращения на моторе, чертежные инструменты.

Ход урока:

 Организационный момент: приветствие учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня  встреча на поприще математики и начать мне бы хотелось наше общение с памяти детства.
(на столе игрушки)
Учитель: Самое яркое воспоминание о детстве, это игра, игра  с кубиками, пирамидками, фигурами из песка. Тогда мы и представить не могли, что через несколько лет снова с ними встретимся, но уже на серьезном предмете - на уроках  геометрии. Ребята, какая геометрия дала нам право быть такими, какими мы есть, свободу наших движений, возможность видеть красоту этого мира и самим творить её.
Ученики:  Стереометрия.
Учитель: Да, именно стереометрия. И в 11 классе вы изучили детские игрушки – дали им определение, изучали свойства, решали задачи. А сейчас я попрошу убрать лишнюю фигуру на ваше усмотрение. Предложения заслушаем (ученики должны). (куб, цилиндр, шар, конус).
Ученики:  убрать многогранник
Учитель:  какие фигуры остались? Дайте им определения.
Ученики Конус, шар, цилиндр. (дают определения).
Цилиндр – тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L  и L1.
Конус – тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L.
Шар – тело, ограниченное сферой.
Учитель: К какой группе отнесем все эти тела?
Ученики тела вращения.
Учитель: На предыдущих уроках вы познакомились с телами вращения: конус, цилиндр, шар, а сегодня мы продолжим работать по этой теме, узнаем другие примеры тел вращения, будем сами строить эти тела. В течение урока мы будем работать над решением многих задач, но основная задача, которую должны решить она соответствует теме урока. Какая?
Ученик: Познакомиться с новыми телами вращения, научиться строить их.
 на уроке.
Учитель:  Запишите тему урока: Тела вращения и построение их на плоскости.

Учитель: Сейчас предлагаю вам следующее задание:  уберите лишнюю фигуру.

Ученики: В первом примере лишний треугольник. Так как из прямоугольника и квадрата при их вращении получается цилиндр.
Учитель: продемонстрировать анимацию вращения на экране.
Ученики: Во втором примере лишний ромб, так как из треугольников при их вращении.
Учитель: продемонстрировать анимацию вращения на экране.
Учитель: вы все сказали верно, и эта работа не была случайной. Попробуйте дать определения фигур, опираясь на те процессы, которые были продемонстрированы. (раздать карточки, чтобы ученики заполнили).
Ученики: заполняют карточки (работа в группах).
Учитель: давайте проверим, зачитайте свои определения.
Ученики: читают определения, которые получились (задействованы 3 группы).
Учитель: Ребята, выполняя эту работу, мы соприкоснулись с историей, ведь понятие вращения возникло как  абстракция от изготовления изделий вращения. Всем известное гончарное мастерство (показать рисунок, Крынка.). Все-таки сначала было определение, которое записали  вы сегодня,  а уже позже возникли и другие определения, в том числе те, которые вы мне говорили.
Ребята, здесь есть очень важное слово, оно является ключевым, для того чтобы из плоской фигуры получилось объемное тело? Какое это слово?
Ученики: вращение.
Учитель: записать на доске «вращение»
 Учитель: Действительно вращение, это великое таинство, при вращении плоских фигур мы выходим в трехмерное пространство, в котором сами имеем право быть. Запустим процесс вращения (включить модель на моторе). Попробуйте изобразить, какая фигура получится. Как вы ее видите.
Ученики: (Работа в группах рисуют фигуру вращения)
Учитель: покажите, что у вас получилось, посмотрим, соблюдаете ли вы принципы построения пространственных фигур.
Ученики: Демонстрируют рисунки. Сравнивают результаты.
Учитель: А теперь сравним с моими рисунком, проанализируйте свои ошибки, каждая группа скажет, в чем они были не правы.
Ученики: Показывают на чертеже, где допустили ошибки.
Учитель: Хотите ли вы увидеть эту фигуру в полном объеме? (продемонстрировать в компасе). Ребята, мы столкнулись  с проблемой изображения фигуры вращения. Поэтому для правильного построения существует правило – алгоритм. Мы должны его составить и при построении должны строго следовать ему. Вспомним крутящуюся модель, какие элементы должны быть для того чтобы появилось тело вращения?
Ученики: плоская фигура и ось.
Учитель: На сколько градусов, как минимум, должна эта плоская фигура повернуться вокруг оси, чтобы получилась фигура вращения?
 Ученики: на 3600.
Учитель: Действительно, посмотрите на экран, для того, чтобы получилось тело нужно, чтобы плоская фигура повернулась на 3600 вокруг оси (показать бублик). Какая фигура получилась?
Ученики: тор.
Учитель: А что происходит с каждой точкой плоской фигуры при вращении?
Ученики: совершает движение по окружности, описывает окружность.(мы будем в плоскости изображать эллипс)
Учитель: Для алгоритма нужно еще выяснить вопрос: какое положение займет фигура, когда совершит поворот на 1800 вкруг своей оси.
Ученики: фигура будет симметрична относительно исходного положения.
Учитель: Действительно, и это главное в ходе построения фигуры вращения. Мы с вами должны построить фигуру, симметричную относительно оси. Построение симметричной фигуры выполняем по характерным точкам.
Учитель: Продемонстрировать (показать чертеж с рисунком или на экране).
Для того, чтобы показать фигуру вращения на чертеже, нужно соединить характерные точки по линии эллипса. Закончим этот процесс редактированием, учитывая видимые и невидимые линии. В каком случае они нужны, и как мы их изобразим.
Ученики: Невидимые линии изображают пунктиром, те части фигуры, которые нам не видны скрыты.
Учитель: Итак, вместе открыли алгоритм изображения тела вращения.  Я каждой группе отдаю образец построения с алгоритмом и модель, с которой вы будете работать. Ваша задача: выполнить вращение, увидеть фигуру, сделать чертеж тела вращения
Ученики: Работа в группах, каждый строит фигуру вращения.
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы после сегодняшнего урока, вы, встречаясь с предметами окружающего мира, узнавали ту первую плоскую фигуру, которая дала рождение данному телу. Я раздам сейчас изображения тел, а вы попробуйте отгадать, вращением какой фигуры получено тело вращения?
Изобразите в тетради фигуру, ось, по возможности направление вращения.
Ученики: Работа в группе.
Учитель: оценивает работу.
Учитель: В завершении урока мы проведем оценочный тест. Прошу вас занять место у компьютеров и выполнить работу, после ее завершения вы увидите свою оценку.

Учитель: Итак, ребята, заканчивается урок, пришло время подвести итоги. Какие задачи мы решили на уроке?
Ученики: дали новое определение телам вращения, строили тела по алгоритму и определяли по данному телу плоскую фигуру, из которой оно образовалось.
(Раздать фигурки каждому по 2шт).  Ребята я благодарна вам  за сотрудничество на уроке.  Мне бы хотелось узнать ваше настроение: если было интересно и комфортно на уроке, вы должны вернуть мне тело вращения, а многогранник оставить себе.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: innaschool8
Просмотров: 6251 | Загрузок: 517 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Спасибо за материал! Мне всегда хочется вспомнить-откуда происходит тот или иной математический термин: конус (лат., шишка), цилиндр (валик), сфера-шар...

Из седых веков пришла,
Геометрия - наука,
Много пользы принесла,
Описав предметов форму

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог